Предположим, Вам наскучили компьютерные баталии, и следующей по списку отрадой стало создание музыки. Естественно, с помощью компьютера. Можно даже предположить и вариант совмещения этих двух забав: в системе установлена любимая с пелёнок игрушка, через года исправно увеличивающая номер версии и требования к железу; а в наплыве творческого поноса запускается Cubase/Sonar/FL Studio/Ableton Live/далее по списку. В подобной ситуации наличие игрового джойстика более чем вероятно, и некотрое время назад (в общем-то, уже достаточно давно) нашлись заинтересованные люди, приспособившие игровой манипулятор к управлению виртуальными инструментами по MIDI.
Естественно, для подобного финта возможен только программный способ, так как переделывать сам игровой манипулятор – кощунство, проще купить недорогой MIDI-контроллер и забыть о головной боли. На вопрос, “а зачем вообще вся эта суета, когда любой настоящий контроллер “заточен” для решения проблемы управления программами и устройствами по MIDI?” можно ответить следующее. Контроллеры стоят несравнимо больше джойстиков. Буквально, в разы. Если же игровой манипулятор уже имеется, то почему бы его не использовать в таком благом деле? Добавление игрового манипулятора к имеющемуся MIDI-контроллеру может помочь в некоторых затруднительных положениях. Например, при необходимости “развести” управление разными параметрами или инструментами на разные контроллеры, сохраняя при этом главенствующую роль за MIDI-контроллером. А “для пробы” такой вариант просто таки незаменим: прежде чем покупать профессиональный (то есть, далеко не дешевый) MIDI-контроллер, можно попробовать выполнить все те же действия с помощью джойстика. Ещё одним преимуществом игрового манипулятора перед настроящим контроллером видится его надёжность. Без сомнения, китайский no name развалится так же быстро как дешевыйMIDI-контроллер. Однако, известные бренды заботятся о хоть каком-то приличии в сроке жизни своих продуктов: кнопки и пространственные контроллеры предназначены для жёсточайших и тяжелейших условий игровой вакханалии и прослужат дольше своих музыкальных собратьев. Для выбора правильного джойстика достаточно полазить по игровым форумам или прислушаться к мнению специалистов в этой области, благо есть множество печатных и онлайновых изданий на эту тему. Какова цена вопроса? Сейчас цены на джойстики колеблются в пределах 500-1500 рублей, и выбирать можно любой манипулятор. Всё зависит от Вашей требовательности к качеству и присутствия на манипуляторе пространственных контроллеров (они ещё называются аналоговыми джойстиками). “Чистый” Китай, а также многостаночники типа Genius – дешевле, Logiteck и ему подобные – дороже. Кроме стандартных игровых манипуляторов (джойстиков, штурвалов и их производных) существуют гибридные модели с атрофированной клавиатурой или чем-то подобным. Особого смысла приспосабливать под MIDI такие устройства нет: стоят они дорого, а проку не больше, чем от распространённых и хорошо зарекомендовавших себя моделей. Решение поставленной задачи – переделки игрового джойстика в настоящий MIDI-контроллер – наверняка можно форсировать несколькими способами, благо поиск в интернете работает справно. Show Пресс “выделил” два наиболее простых и актуальных для современных операционных систем на базе Windows. Эти способы принципиально отличаются не только в подходе к “трансформации” джойстика, но и в “заходе” к кошельку пользователя. То есть, один из вариантов просит денег, а другой – уважения к авторам программ. Итак, кратко рассмотрим оба в порядке убывания цены вопроса. MIJOY PRO 3, как видно по номеру, уже третья версия достаточно известного VST-плагина, способного “перевести” команды Вашего джойстика в сообщения MIDI. С помощью этого плагина можно управлять как программными синтезаторами и эффектами (то есть, параметрами тех же VSTi и VST плагинов), так и их реальными собратьями. При помощи режима MIDI-Thru можно разделять и совмещать MIDI-управление с другими контроллерами. То есть, джойстик можно “заточить” под узкоспециальные задачи, используя для всех остальных имеющийся MIDI-контроллер. Кроме того, одновременно можно использовать до 8-ми игровых манипуляторов (с трудом представляется картина подобного творческого порыва: 8 разложенных вокруг компьютера джойстиков, обклееных метками и управляющих каждый своим фильтром, временем атаки или частотой генератора огибающей). А на каждом джойстике может быть запрограммировано до 16-ти кнопок и 2-х пространственных контроллеров. На сайте разработчиков MIJOY PRO можно найти примеры установки и применения плагина на разных хостах (Nuendo, Live, Sonar, Samplitude и других), причём настройка производится как правило очень быстро, в 4-5 шагов. За своё детище авторы просят $ 35, что можно оценить как вполне адекватную сумму за такую полезную в некоторых ситуациях вещь. Связка джойстик + Mijoy Pro всё равно будет многократно дешевле любого MIDI-контроллера (даже не самый дорогой бренд M-Audio со своим устройством Trigger Finger, имеющим многочисленные нарекания по части надёжности и долговечности, обойдётся на момент написания статьи в $200-250). Резюме: Mijoy Pro очень неплохой вариант для работы с VST-совместимой виртуальной студией, гибкий в настройках и имеющий несколько полезных режимов работы. При грамотном подходе может сослужить хорошую службу во многих задачах с использованием как программных, так и “железных” синтезаторов и эффект-процессоров. Просит разумных денег. Для бесплатного перевоплощения своего игрового манипулятора подойдёт связка двух программ: полезной и универсальной утилиты MIDI Yoke, создающей в системе виртуальные порты MIDI, и программы Rejoice (на момент написания версии 1.6), которая трансформирует команды с USB-джойстика в команды MIDI. MIDI Yoke необходима для создания виртуального входящего MIDI порта и перенаправления комманд MIDI c игрового USB-манипулятора на этот порт. То есть, в системе вы сможете использовать этот порт как настоящий MIDI-In, и назначать его в своих виртаульных студиях как Вашей душе заблагорассудится. Всего в MIDIYoke возможно до 16-ти виртуальных связок In-Out (то есть до 16 портов In и 16-ти портов Out). Но можно ограничиться и одним портом. Обе программы работают на последних версиях Windows (включая Висту). Для настройки связки, следует пройти несколько шагов. Установить MIDI Yoke, запустить её конфигурацию, где выбрать количество портов и способ MIDI Feedback. Для последней опции можно выбрать последний же пункт “Data Rate, then Ctrl ID” и поставить произвольное число в поле ввода. После этого подключить к компьютеру игровой манипулятор, запустить программу Rejoice и установить опцию “Midi Out” на созданный виртуальный MIDI порт (cм. рис. №3). В следующей секции Rejoice выбирайте поле Button и жмите первую кнопку джойстика, выбирайте “Note On” и жмите кнопку “Add” (cм. рис. №4). Для каждой кнопки и контроллера Вашего джойстика, которые Вы хотите использовать, эту процедуру следует повторить. Всё. Теперь игровой манипулятор настроен. Запускается FL Studio, Cubase или что-то другое, в MIDI настройках MIDI-контроллером назначается тот портMIDI Yoke, который мы выбрали на одном из предыдущих шагов. Чтобы не запутаться, создайте в системе только один виртуальный порт MIDI Yoke и выберите именно его. Резюме: не самый простой, но очень гибкий способ для переквалификации Вашего джойстика в настоящий MIDI-контроллер. Работает на современных операционных системах Windows (чего не всегда можно ожидать от бесплатных программ с давней историей). Для “поробовать” – самое оно. Оба описанных выше способа позволяют контролировать виртуальные студии с игрового манипулятора. Отличия состоят только в подходе. Думается, выбор каждый заинтересовавшийся сделает сам, благо для Mijoy Pro есть демо-версия, работающая 30 дней, а связка из MIDI Yoke и Rejoice бесплатна в принципе. Если рассмотренный в статье путь трансформации джойстика в MIDI-контроллер пришёлся по душе – пишите в комментариях свои отзывы и впечатления, возможно это пригодится другим.MIJOY PRO 3 – необыкновенный VST
MIDI Yoke + Rejoice = бесплатно и гибко
Выводы и рекомендации:
0 коммент.:
Отправить комментарий