AddThis

Share |

среда, 2 декабря 2009 г.



Вступление.
Есть много способов привести вашу песню к окончательному виду. Не важно как вы это сделаете, важно, что вы получите. Вообразите себя на месте ученого, пишущего докторскую диссертацию. Это не просто бумагомарательство, а итог вашей научной деятельности. Вы должны написать все в отличной форме: следить за грамматическими нюансами и стилем изложения, быть уверенным в содержании. Одним словом, вам придется много исправлять и переписывать. Потребуется много экспериментов, чтобы получить истину. Вы должны будете работать неделями, не выбираясь в клубы со своими барышнями и даже отбросить все важные дела. Зачем? Диссертация это важно – вы должны сделать все хорошо.

Подойдем с той же позиции к вашей композиции – вы должны сделать отличный микс. Суть, лежащая в основе успешного произведения одинакова в различных областях: в архитектуре, в музыке, в квантовой механике, даже политике или бизнесе. Красота имеет тон. Это не тот тон, который вы слышите ушами или видите глазами, это то, что заставляет вас задуматься. (Вы останавливаетесь и спрашиваете: “Что это?!”) Когда вы чувствуете жар творца, льющийся на вас из его произведения, вы понимаете, что перед вами нечто великое.
Давайте предположим, что в этой статье под окончательным видом композиции мы будем понимать музыкальный фрагмент с битрейтом 16 бит и частотой дискретизации 44,1 кГц (стандарт аудио компакт-диска ”красная книга”) или стандарт .wav, .aif файлов. Может быть, в большем разрешении для мастеринга. Разумеется, нужно начинать с готовой или, почти готовой, композиции. Я собираюсь дать вам несколько советов по сведению и мастерингу в классическом аналоговом стиле.
Под сведением и мастерингом обычно подразумеваются два совершенно различных процесса. Целью сведения является объединение некоторого числа звуковых дорожек в стерео-файл. При этом дорожки выравниваются по громкости, обрабатываются эффектами и эквалайзером по мере надобности. Мастеринг же приводит полученный стерео-трек к конечному “альбомному” виду. Новые программы и оборудование могут сделать эти процессы проще и дешевле, чем они когда-либо были в истории создания музыки.

Начало сведения

Пожалуйста, воспринимайте все нижесказанное не как правило, а как отправную точку для работы над стандартной поп-композицией или балладой с использованием аналогового микшера. Конечно, инструменты могут различаться, в зависимости от того работаете ли вы над симфонией, техно-миксом или эмбиентом, но наши рекомендации в любом случае будут вам полезны.
Первый шаг – калибровка микшера. Используется тестовый сигнал в 0 децибел. (Это громко, поэтому выключите мониторы) Сначала установите каждый фейдер в отметку 0 дБ. Когда вы запустите тестовый сигнал, поднимайте регулятор, пока индикатор каждого канала не достигнет нулевой отметки. Если у вас нет тестового сигнала, используйте самый громкий участок сессии, при этом установите регулятор таким образом, чтобы при пиковом значении громкости, индикатор достигал 0 дБ. Проделайте это для каждого канала микшера. Сигнал в 0 дБ (или самый громкий сигнал на дорожке) будет отображаться на индикаторе как 0 дБ, когда фейдер расположен на нулевой отметке. Когда вы передвигаете фейдер на –10 дБ, индикатор тоже показывает –10 дБ. Теперь вы знаете, что представляют собой все эти цифры на вашем микшере.


Комментарий.
Если у вас на микшерском пульте нет индикаторов для каждого канала, используйте основные индикаторы в мастер-секции мишера. При отсутствии функции "solo-in-place" (“solo”), вы должны заглушить все каналы, кроме того, который калибруете. Конечно, это займет у вас время, но оно того стоит.

Редактирование следующих инструментов будет осуществляться при нажатой кнопке “solo” канала инструмента.

Бас-бочка.

Громкость 0 дБ. +3 дБ на частоте 50 Гц, +1 дБ для 3 кГц и –3 дБ при 275 Гц. Никаких эффектов кроме, может быть, subtle ambience. Вы можете потом еще раз перенастроить бочку. В инструментальных пьесах она настраивается в начале и в конце сведения.

Совет.
Если вы работаете с живым ударником, то вам нужно избежать слишком сильного резонирования бас-бочки. Положенная внутрь подушка сможет помочь. Если бочка слишком звучная, вы можете добавить gate, чтобы приглушить ее.

Малый барабан.

Громкость –2 дБ. Эквализируйте по вашему вкусу на частотах выше 4 кГц. Добавьте ревер, если композиция того требует. Будет лучше если вы разделите малый с вокалом, даже если придется сдвинуть его на несколько градусов по панораме. Ближе к концу сведения вернитесь к нему снова, чтобы навести лоск.

Вокал.

Громкость 0 дБ. Используйте фильтр низких частот, чтобы устранить шум и взрывные согласные около 100-200 Гц. Осторожно поднимите высокие частоты в районе 15 кГц, чтобы придать воздуха и яркости, но не переборщите! Это очень тонкая настройка. Она может быть успешной, а может и принести большой вред. Вокал панорамируется точно в центр, но с едва различимым отклонением лево/право высоких частот. Наденьте наушники и проверьте, звучит ли голос четко посередине. Каждое слово должно быть слышимо. Добавьте ревер или дилей, но не допускайте размытости. Перед записью на пленку, cd или DAT проверьте все настройки еще раз.

Хитрость!
Разделите вокал на две дорожки. Одну из них подвергните компрессии на другую наложите ревер. Таким образом, ревер будет присутствовать только, когда вокалист звучит громко. Как в реальной жизни.
Комментарий. Для вокала обычно разумно использовать моно-дорожку, так как в данном случае он лучше позиционируется в центр, и можно будет избежать фазовых аномалий, возникающих в стерео-формате.

Железо.

Громкость -25 дБ. Избегайте перемешивания тарелок с вокалом. Панорамируйте их на 120 градусов и помните, что они выполняют склеивающую функцию, придают музыке слитность. Железо не должно быть громким и находиться на переднем плане.

Совет.
Не допускайте барабанщика в комнату, пока не сделаете все настройки в миксе по своему усмотрению.

Клавишные.

Громкость -20 дБ. Делайте их в стерео, с сильным разбросом по панораме и густо обрабатывайте эффектами при необходимости. Однако держите их на заднем плане. Клавишные, несомненно, являются красивым дополнением для песни, но они не должны перекрывать другие важные элементы композиции. Фоны придают объем и создают ландшафт, где слушатель сможет витать.

Хитрость!
Хотите получить действительно большой объем? Выставите задержку около 10-12 миллисекунд на левом или правом канале клавишных. Вы сразу почувствуете пространство, если сделаете все правильно. И не слушайте тех звукоинженеров, которые будут говорить вам, что клавиши должны быть в моно-формате.

Бас.

Громкость -10 дБ или выше. Всегда на переднем плане и в центре. Если хотите добавить эффектов, то используйте хорус или немного фленджера. Без реверберации. Запомните, что то, что мы обычно называем “качественной” музыкой, подразумевает четкую синхронизацию бочки и баса. Если вы слышите расхождения, исправьте их.

Хитрость!
Бас может иметь и небольшую разницу по времени удара с бочкой. Но бочка должна всегда идти первой.
Плохой совет.
В миксе, бас и бочку держите в отдалении друг от друга с помощью разных настроек эквалайзера. Если пик удара бас-бочки приходится на 65 Гц, убедитесь, что наибольшая активность баса лежит в другом частотном диапазоне. Можете воспользоваться спектральным анализом для определения самой громкой частоты каждого из инструментов.

Ритм-гитара.

Громкость -15 дБ. Панорамируется из центра. На эквалайзере примените фильтр низких частот, чтобы избавиться от всех басов и добавьте средних частот для легкого бустирования. При этом убедитесь, что они не перекрывают вокал.

Совет.
Басы должны быть убиты, помните об этом! Но, - зашипите вы – гитара звучит теперь как дерьмо. Хотите убить двух зайцев сразу? Попробуйте сделать это, и микс будет лучше. Вырезайте грязные низкие частоты на всех инструментах, которые это позволяют. Эти мутные частоты в районе 250-400 Гц очень быстро накапливаются и, несомненно, являются признаком неграмотного сведения.
Перкуссия.

Громкость -20 дБ. Панорамируется из центра, кроме тех случаев, когда перкуссия ведет основной ритм. При необходимости можно применить эквализацию. Я обычно пытаюсь получить немного кожаного призвука при ударе по барабану.

Сам процесс

Теперь посмотрим на индикаторы, при воспроизведении всех дорожек. На аналоговой панели вы должны иметь пиковые значения не более +3 дБ. Если они выше, опускайте каждый фейдер по 1 дБ. При использовании цифрового микшера (или программного) вы ни в коем случае не должны превышать 0 дБ, нигде и никогда.

Моно-контроль.
Всегда проверяйте, как звучит ваш микс в моно. Следите, чтобы не было внезапных выпадов инструментов. Это фазовые искажения, они происходят со стерео-треками или эффектами.

Никаких фейдеров выше нуля.
Вспомните, мы откалибровали микшер таким образом, чтобы самый громкий звук на каждом канале не превышал 0 дБ, и маркеры на панели отображают это значение. Никогда не поднимайте фейдер выше этой отметки. Это правило. Пусть канал будет звучать тихо, но без перегруза. Исключение составляют дорогие микшерные пульты, которые позволяют добавлять гейн на канал. Если вы последуете всему вышеизложенному, то сделаете хорошее сведение даже на пульте за 200$. Представьте себе, что весь диапазон выше 0 дБ отсутствует и не лезьте туда. Если вам кажется, что вокал будет звучать хорошо при уровне в +5дБ, опустите все остальное на 5 дБ. Вряд ли вам понравится страшный треск в сведенной композиции.
Кстати!
Когда кто-нибудь говорит, что микшер такой-то фирмы отвратительно звучит, это всегда очень относительно. Просто человек не знает, как хорошо сделать сведение и добавить требуемое количество гейна. Действительно, дешевые микшеры не могут сделать приемлемое приращение гейна, но они замечательно пропускают сигнал без него. Если же вы будете работать с пультом за 4 000 $, то у него вы всегда найдете секцию предусиления, где сможете поднять уровень громкости сигнала выше его исходного значения. В любом другом случае микшер будет либо просто пропускать звук, либо делать его тише. Но будьте очень умеренны в прибавке гейна.
Итак, вы все отстроили. Для лучшего качества включите функцию “lock”. Отсюда все начинается. В эйфории вы почувствуете, что это великий микс великой композиции. Вы балдеете и благоговеете. Без шуток. Молодым людям это может показаться старомодным, но, уверяю вас это правда. Один мой друг, великий артист, считает, что величие в искусстве зависит исключительно от того, сколько любви вы вложили в работу. Эта любовь возвращается вам, вашим друзьям и всем, кто слушает. Мораль сего. Никогда не относитесь к сведению и мастерингу пренебрежительно. Важна каждая мелочь. Будьте требовательны к себе.
Если предположить, что вы действительно делаете сведение, а не просто сидите и ждете, пока все материализуется на ленте, жестом диске или DAT. Если вы используете микшер, объединяя фейдеры в группы. Например, если у вас есть 4 подгруппы, вы, возможно, захотите направить ваш вокальный трек в группу 1 и 2 или 3, 4. Таким путем вы можете слегка изменить баланс между вокалистом и группой. Эта технология может показаться сложной, но дает замечательные результаты. Вы можете придать остроту вокалу, когда тот нуждается в живости или, когда вокалист делает паузу, незаметно приподнять уровень звучания инструментов. Если у вас 8 шин вы можете зарезервировать 5 и 6 только под ударные, 7 и 8 для эффектов. На цифровом микшере вы скорее всего захотите использовать здесь автоматизацию.

оригинал на tweakheads.com

0 коммент.:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More